МБОУ «СОШ № 10»
г.Нефтеюганск
  • Эффективные практики реализации ФГОС


    Развитие исследовательских умений обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира.

    #ГодПедагогаНаставника

    #ГПН_2023

    #ОбразованиеЮгры


    “Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто“
    А. Сент-Дьердьи.

         Важнейшей задачей современного образования на сегодняшний день является развитие исследовательских умений, которые ориентированы на исследовательскую деятельность обучающихся. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Умение решать нестандартные проблемы и является главной целью организации исследовательского обучения. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал.
         Об этом говорится и в обновлённом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в основе которого лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации
         По-прежнему приоритетным остаётся направление формирования общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, направленных на формирование умений самостоятельно добывать новые знания.
         Активное использование в процессе обучения исследовательской деятельности обучающихся является одним из самых эффективных путей развития личности ребёнка. Это предполагает построение такого пространства, в котором каждый ученик на уроке сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле и прожить «ситуацию успеха» в решении учебных задач. Поэтому так важно прививать с первого класса интерес к исследованию, ставить обучающегося в позицию исследователя, познающего окружающий мир, в котором он находится.

         В курсе математики 1 класса ученики различают величины (длину, ширину, площадь, объём) - и другие свойства и признаки предметов - те, которые нельзя измерить, но можно назвать словом, например, цвет, форму, материал. Однако существует ещё одна группа свойств предметов и явлений, которые нельзя измерить, но, в отличие от формы и материала, можно сравнить по величине, например, освещённость, сила ветра, нагретость предметов (температура). Измерить их можно только условно, применив особую процедуру построения измерительной шкалы, шкалы измерительного прибора. В курсе предмета «Окружающий мир», ставится и решается задача поиска этой процедуры.
         Таким образом, перед младшими школьниками ставятся и постепенно решаются две учебные задачи — на открытие и освоение простейшего экспериментирования и на открытие и освоение способа измерения. Только когда дети научатся пользоваться простейшими измерительными шкалами и приборами (2 класс), представлять результаты этих измерений с помощью графиков, карт, диаграмм (3 класс), планировать опыт, строить сложные гипотезы (4 класс), можно будет сказать, что они овладели основами экспериментирования.
         В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт.
         Исходя из этого, тематическое содержание подобрано так, чтобы:
    • на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;
    • у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается);
    • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук происходилогармонично, в единой логике познавательного движения.
    Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами иинформацией — с другой.
         Задания, которые предлагаются детям, часто удобнее решать не индивидуально, а вгруппах. Это действительно необходимо на тех этапах движения, когда основное открытиеклассом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или тогда, когда для выполнения задания требуется проделать несколько действий и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Или тогда, когда выполнение задания требует одновременного удерживания нескольких позиций (ролей), например исполнителя и контролера.

    Пример исследования детьми в первом классе.
    Сравнение по признакам образцов бумаги по прочности.
        Детям дано задание – принести в класс бумагу разного качества и применения. Затемкласс делится на команды. У каждой группы свои образцы бумаги. Учитель просит определить самую прочную бумагу и построить ряд в порядке возрастания. Каждаягруппа детей проверяет качество бумаги - мнут бумагу, режут, складывают, рвут и т.д. Потом каждая группа детей приходит к выводу, какая же у них на столе бумага самая прочная, а какая самая непрочная? Поскольку у каждой команды бумага может быть разная, то и самая прочная оказывается разной. Методом проб, выбирается самая прочная бумага иделается вывод. Ответить на поставленный вопрос удалось только с помощью исследованиякачества бумаги.
        Во втором классе, предлагается ответить на вопрос – Почему закрываются шишки? Детям известны уже такие способы поиска ответа, как – найти в книжке (в книжкене всегда найдёшь ответ), спросить у взрослых (взрослые скажут – ветер, свет, тепло, погода...), понаблюдать (сразу несколько условий выполняется- может быть ветер и сухо,а может не быть ветра, но сухо и т.д.) Класс делится на группы. Первая группа проверяет - зависит ли закрытие или раскрытие шишек от света, вторая проверяет следующее условие - может быть зависит от холода или тепла, третья проверяет влажность, четвёртая проверяет ветер. В классе все условия проверить невозможно - этопроцесс длительный. Поэтому можно составить план опыта и сделать предположение. Учебная задача становится двойной – решение задачи про шишки и открытие эксперимента- способа действий, которые позволят задать вопрос природе и получить ответ.

    В результате исследования дети получили ответ на свой вопрос.

        Вот ещё один пример, когда перед детьми стоял вопрос – А можно ли измерить силу ветра? Это не длина, не площадь, не объём. Школьники предлагали разные способы. Но при общем обсуждении все способы были отвергнуты. Класс разделился на группы с целью создания специального прибора. Первая группа решила, что силу ветра можно измерить с помощью дерева, как сильно будет наклоняться дерево к земле. Вторая группа предлагала посмотреть на флаги, как сильно они будут развеваться на ветру. Третья решила, что в этом деле может помочь море, на сколько высоко будут подниматься волны на море. Четвёртая группа предложила посмотреть на семена растений, например на одуванчик. Но возник вопрос –А как же тогда поймать ветер и определить его силу?
        Выяснили, что не хватает числовой прямой. Сначала надо построить ряд состояний выбранных предметов – от самого слабого до самого сильного ветра и расположить на числовой оси.

        Далее ребята познакомились с тем, что предлагают учёные. Оказывается, можно измерять силу ветра баллами по шкале адмирала Френсиса Бофорта. Рассмотрели таблицу и прочитали описание каждого ветра и об изменениях в природе.
        Итогом исследовательской работы младших школьников стал прибор для измерения силы дождя.
      
        Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.
        Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
        Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира.
        Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
     

    Список литературы.
    1.Савенков. «Психология исследовательского поведения и исследовательские способности» М: Просвещение, 2003.
    2. Бруннер В. Экологическое образование: методика и примеры / Бруннер В и др.//Вестник АсЭко.-1996.-No1(2).-С.9-40.
    3..А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
    4.Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.- сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.


    Ковалева Людмила Александровна, учитель начальных классов Блинова Ксения Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «CОШ No10»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie